Оказывается, что условия для возникновения сердечно-сосудистых заболеваний у взрослых существуют в детском и подростковом возрасте. Артериальная гипертензия регистрируется у 8-25% школьников. Артериальное давление остается повышенным у 33-42 % подростков, у 17-25 % артериальная гипертония приобретает прогрессирующее течение.
К факторам риска развития артериальной гипертонии относят:
- постоянное психоэмоциональное напряжение, конфликтные ситуации в семье и школе;
- личностные особенности ребёнка (тревожность, мнительность, склонность к депрессиям, страхам и т.д.) и его реакции на стресс;
- избыточную массу тела;
- наличие хронических заболеваний;
- чрезмерное потребление поваренной соли;
- гиподинамию (малую физическую подвижность);
- наследственность.
Важно начать профилактику артериальной гипертонии уже в детском возрасте!
Для этого нужно учить детей здоровому образу жизни:
- Организуйте своему ребенку правильное питание. Рацион должен быть сбалансирован по калорийности, чтобы поддерживать идеальный вес. Рекомендуется четырех разовый прием пищи, при этом распределение калорий зависит от возраста ребенка: 30% - завтрак, 40 %- обед, 5%- полдник, 25 % -ужин. Суточные затраты школьников 7-10 лет составляют 2400 ккал, 11-13 лет – 2850 ккал, 14-17 лет – девочки 2750 ккал, мальчики – 3150 ккал.
- Следите за употреблением поваренной соли.
- Приучайте ребенка с раннего возраста к физическим нагрузкам – утренняя гимнастика, пешие прогулки, катание на коньках, лыжах, велосипеде, плавание и др. Регулярные физические нагрузки повышают содержание кислорода в крови, увеличивают адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы, улучшают обмен веществ, являются эффективным средством борьбы с ожирением.
- Обратите внимание, чтобы педиатр при осмотре ребенка измерял артериальное давление, это поможет своевременно выявить артериальную гипертонию.
- Создайте в среде обитания ребенка благоприятную психологическую атмосферу: избегайте конфликтных ситуаций, следите за соблюдением ребенком режима активности и отдыха, разговаривайте с ребенком спокойным тоном, чтобы у него не возникало поводов для волнения и переживаний.
|